1.Kamae «стойка» (для одного занимающегося) В айкидо используются две основные стойки: migi-hanmi (правая стойка) и hidari-hanmi (левая стойка). Необходимо их тщательное изучение, поскольку не только все приемы айкидо начинаются с них. Но и при овладении ими создается правильный умственный настрой. В этих основных положениях тело принимает форму трехгранной пирамиды, широкой у основания, и узкой у вершины. Это дает устойчивость и формирует стойку, наилучшую для начала быстрого движения.
Важные моменты здесь – положение ног и таза и фиксация взгляда. Основная стойка айкидо строится по тому же принципу, что и в кендо: ноги должны быть под прямым углом одна к другой и должны быть на расстоянии, в полтора раза большем длины ступни aikidok’и. MIGI-HANMI («правая стойка») Для достижения максимальной устойчивости и возможности быстрых перемещений вперед и назад нужно ставить ноги на расстояние, в полтора раза превышающее длину ступни, при этом примерно 2/3 веса тела должно приходиться на переднюю ногу. Правую руку со слегка согнутым локтем нужно держать на уровне груди, левая кисть должна быть на расстоянии около 10 см от живота, и обе кисти должны находиться на линии, параллельной оси симметрии тела. Пальцы должны быть выпрямлены и направлены вперед. Взгляд должен быть направлен, но не сфокусирован – на точку между глазами противника так, чтобы держать все его тело в поле зрения без концентрирования взгляда на отдельных его частях.
2. Kamae. Стойка (при занятиях с партнером)
Для описания относительного положения двух партнеров, отрабатывающих приемы айкидо, используют два термина: AI-HANMI – это положение, когда партнеры находятся в одноименных стойках – оба в правой или оба в левой. GYAKU-HANMI – это положение, когда партнеры находятся в разноименных стойках, т.е. один в правой, а другой в левой.
В отличие от некоторых других видов боевых искусств, в Ёсинкан айкидо используется относительно небольшое количество базовых стоек (камаэ, kamae), но зато им уделяется очень большое внимание.
Как говорят, "в Ёсинкан айкидо всё начинается с камаэ, и всё заканчивается камаэ".
Правильное камаэ, наряду с правильными базовыми перемещениями (кихон доса), является ключом к хорошему выполнению приёмов айкидо.
В Ёсинкан айкидо используются две основные стойки: миги ханми (migi-hanmi) камаэ (правосторонняя стойка) и хидари ханми (hidari-hanmi) камаэ (левосторонняя стойка). Эти стойки абсолютно симметричны. В миги ханми камаэ впереди стоит правая нога, в хидари ханми камаэ – левая.
Истоки камаэ восходят к стойке японского фехтовальщика. По своей сути камаэ – это остановленный шаг, при этом положение рук, восходящее к хвату меча, обучает контролю над правильной дистанцией (маай) с противником и возможными действиями против его атак.
Расположение стоп и кистей рук на одной прямой позволяет усвоить принцип центральной линии; перенос значительно большей части веса на впереди стоящую ногу позволяет успешно противостоять давлению противника.
Исходная позиция для перехода в камаэ
Исходной позицией для обучения камаэ является мусуби-дати (естественная стойка, используемая в том числе, в ритуалах).
Положение тела в мусуби-дати: пятки вместе, носки врозь под углом 90 градусов, по 45 градусов по отношению к центральной линии; стоять нужно расслабленно, спокойно, глядя вперёд, руки свободно опущены вдоль тела; вес тела несколько смещён на носки ног.
Смысл мусуби-дати - отсутствие стремления к движению в каком-либо одном направлении, сохранение полного покоя в центре.
Камаэ обычно изучается не как статичная форма, а в динамике – как выход в камаэ из естественной стойки (мусуби-дати) и возвращение в естественную стойку.
Один из способов перехода в камаэ – "контролируемое падение" вперёд всей плоскостью тела, с выставлением ноги для фиксирования положения тела в нужной позиции.
Важный момент: при переходе в камаэ и возвращении в естественную стойку ступни должны не отрываться от татами, а скользить по нему.
Положение при камаэ: 1. обе ступни установлены на центральной линии (линии оси симметрии тела), при этом ступни располагаются на линии развёрнутыми наружу, угол между ступнями -- 90 градусов); 2. большие пальцы ступней плотно прижаты к татами ("хватка когтями орла"); 3. вес тела распределён следующим образом: примерно 60% на стоящей впереди ноге, примерно 40% -– на ноге, стоящей сзади; 4. расстояние между пяткой передней ноги и большим пальцем дальней равно – примерно длина голени (1.5 длины ступни), со временем вы найдёте оптимальное для себя расстояние для каждого параметр индивидуален; 5. стоящая впереди нога согнута в колене, стоящая сзади -– выпрямлена; 6. колено передней ноги отведено наружу, проецируясь в вертикальной плоскости, так, чтобы полностью закрывать ступню; 7. проекция середины промежности (точка "хуэй-инь" акупунктуры) проходит через заднюю поверхность пятки стоящей впереди ноги; 8. бедра развёрнуты фронтально с плотным контактом между их внутреними поверхностями (как будто зажимаем между ног палку); 9. ягодицы поджаты; 10. бёдра и корпус сохраняют естественную конфигурацию (как в мусуби-дати); 11. плечи опущены, верхняя часть тела разбавлена; 12. лопатки в естественном положении (необходимо избегать сутулости); 13. шея прямая, следует сохранять естественное правильное положение позвоночного столба (правильная осанка), не наклоняя излишне голову вперёд; 14. темя, позвоночник и стоящая сзади нога должны располагаться на одной линии; 15. руки в положении "тэгатана" ("рука-меч"; руки чуть-чуть согнуты в локтях, образуя дугу, напоминающую форму лезвия японского меча), не напряжены; 16. кисти рук развёрнуты в направлении, продолжающем направление, в котором направлены предплечья; 17. ладони полностью раскрыты, находятся в одной вертикальной плоскости (как будто мы зажимаем между ними лист бумаги); 18. одноименная стоящей впереди ноге рука (например, при стоящей впереди правой ноге – правая рука) находится на уровне солнечного сплетения; 19. разноименная рука (например, при стоящей впереди правой ноге – левая рука) – на уровне пояса (пупка), на расстоянии примерно одного кулака (около 10 см) от тела (для особенно длинноруких людей это расстояние может быть увеличено до примерно 20 см); 20. пальцы рук растопырены, находятся в тонусе; 21. безымянные пальцы обеих рук направлены параллельно полу; взгляд направлен прямо перед собой на противника.
Наиболее частые ошибки в камаэ:
1. Нога стоящей сзади ноги согнута в колене 2. Бёдра не развёрнуты вперед 3. Вес тела недостаточно перемещён на стоящую впереди ногу 4. Нарушена прямая линия "темя – спина – стоящая сзади нога" 5. Взгляд направлен вниз.
Набор из семи упражнений, состоит из Shomen uchi или вертикального рубящего удара вниз, с рядом вариаций в перемещениях, разработанных для того, что бы обучить Desi (учеников): как держать меч, ка кстоять в правильной стойке, как эффективно провести защиту и как атаковать.
Практика субури, должна осуществляться без напряжения и медленно , с акцентом на регулярную ежедневную тренировку правильной формы.
Как только базовая форма освоена, необходимо добавлять интенсивность в изучении техник, добавляя быстроту и мощь в каждое движение.
Практика субури, введенная в ежедневный распорядок дня может служить разогревом и подготовкой к более сложным техникам.
Ken suburi ichi (1-ый кен субури) - Выполните прямой удар в голову в правой Ханми.
Ken suburi ni (2-ой кен Субури) - Правой ногой делаем шаг назад, занося меч над головой, затем шаг вперед и прямой удар в голову (Мэн учи).
Ken suburi san (3-ий кен Субури) - Когда вы делаете шаг назад, на вдохе занесите меч над головой, как бы прокалывая небо, с чувством слияния со всем вокруг. Затем на задержки дыхания опускаем меч справа от себя, в позицию - Ваки камае или Ся-но камае. Из этого положения с выдохом выполните удар в голову, с шагом правой ноги.
Ken suburi yon (4-ый кен Субури) - Чередуя правую и левую камае, выполняйте прямые удары из-за головы.
Ken suburi go (5-ый кен Субури) - Выполните круговую защиту головы и боковой стороны тела, и секущие удары справа и слева. Шаги - как в 4-ом Субури.
Ken suburi roku 6-ой кен Субури (року но субури) - Делайте 5-ый Субури, с колющем ударом (цуки), после каждого секущего удара с шагом передней ноги
Ken suburi ichi sichi (7-ой кен Субури) - Противник отклоняет меч вправо от вас, огибая его клинок, выполняем колющий удар (цуки), шагая задней (левой )ногой.