Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Статьи » Мои статьи

Хакама
Хакама (яп. 袴) — первоначально в Японии кусок материи, обертываемый вокруг бедер, позднее длинные широкие штаны в складку, похожие на юбку или шаровары, традиционно носимая мужчинами в неформальной обстановке, в качестве формы в некоторых боевых искусствах. Хакама часто носят женщины на выпускных церемониях. Уровень официальности хакама зависит от ткани и расцветки. В Средние века их ежедневное ношение разрешалось лишь кугэ, самураям и священникам, простолюдинам же разрешалось надевать их лишь в исключительных случаях (например, в день собственной свадьбы). Готовясь к бою, самураи ниже колен стягивали хакама поножами или обмотками.
 
На протяжении японской истории хакама были элементом традиционного придворного наряда знати и класса самураев. Открытые части на бедрах предназначены для ношения длинного и короткого мечей. В длину хакама обычно достигали лодыжки, чтобы проще было ходить, но в наряде для особо торжественных придворных случаев они шились длиной в пол и тянулись за пятками на три-четыре фута, чтобы ограничить быстрые движения.

.

Первоначально это был кусок материи, обертываемый вокруг бедер, позднее длинные широкие штаны в складку, похожие на юбку или шаровары, традиционно носимые мужчинами в неформальной обстановке, в качестве формы в некоторых боевых искусствах. Изначально хакама предназначалась для защиты ног всадника от веток, жесткого кустарника и тому подобных неприятностей.
В Средние века их ежедневное ношение разрешалось лишь кугэ, самураям и священникам, простолюдинам же разрешалось надевать их лишь в исключительных случаях (например, в день собственной свадьбы). Готовясь к бою, самураи ниже колен стягивали поножами или обмотками.
Хакама часто носят женщины на выпускных церемониях. Уровень официальности их зависит от ткани и расцветки.Красного цвета с белым верхом считается женским религиозным одеянием в Синто и оомото.


.
После того, как класс самураев был упразднён, и большей частью они превратились в пеших воинов, им всё же удалось оставить за собой право ношения хакама, поскольку это отличало их от простолюдинов, а в бою давало некоторое преимущество, так как скрывало движения ног.
Хакама выполняют ряд полезных функций: одетые поверх кимоно, хакама сохраняют его, а также сберегают тепло тела.Они придают солидности тем, кто их надевает.
Спинкой служит специальная дощечка – коси ита, что дословно переводится как «поясничная дощечка». Приложенная к пояснице, чтобы лучше сидели, коси ита также делает фигуру стройнее. Европейцы, сталкивавшиеся с японцами, часто принимали ее за юбку, но на самом деле это именно штаны, более широкие сверху, чем снизу.



В настоящее время хакама носят не только как элемент традиционного наряда, но обычно и в классических боевых искусствах, известных как кобудо, и в нескольких современных будо с применением классического оружия, например, кендо и нагината.
В будо они чаще всего черного цвета. У будока являются символом мастерства, и часто их разрешают носить в додзё будока с 1 или 3 дана. В кэндо часто используется белая хакама. В настоящее время в школах будо их носят ученики, достигшие как правило, какого-то определенного уровня. Однако, женщинам позволяется носить хакама вне зависимости от степени мастерства — согласно японским правилам приличия, женщина не должна показывать свои ноги кому попало. По некоторым сведениям, правило носить хакама, только по достижении первого дана возникло во время Второй мировой войны, когда пошив хакама стоил довольно дорого и ткань была в большом дефиците. Достигший первого дана считался уже достаточно посвятившим себя будо, чтобы приложить достаточные усилия и не пожалеть средств для этой детали одежды. Для повседневной носки рекомендуются, так называемые «полевые хакама» - нобакама и их разновидности. У нобакама низ брюк более узкий и сохранены складки, придающие солидный вид. Одна из разновидностей нобакама известна под названием «карусан хакама». Слово «карусан» произошло от португальского «calcao», что означает «шаровары». Когда-то японцы увидели их на португальцах, прибывших в Японию, и переняли фасон брюк.



Всего существовало четыре вида хакама:
Хакама с двумя штанинами, используемая ныне в боевых искусствах – дзеба хакама, для езды верхом. Длинной она была от пояса до щиколоток. И носили этот вид хакама в основном самураи.

Для случаев, когда хакама излишне сковывала бы движения, либо не сочеталась бы с другими частями костюма, существовала укороченная версия, прикрывавшая ноги не полностью, а подобно шортам, если бы мы говорили о брюках.

Также существовала хакама, в которой не было разделения на штанины. По сути это была просто длинная юбка.



И последняя разновидность – полная противоположность второму типу. Это очень длинная хакама, без разделения на штанины, надеваемая на аудиенции к сёгуну или императору. Она имела длину 3 – 4,5 метра и перемещение в ней могло осуществляться только в сикко (на коленях). В ней нельзя было спрятать оружие, а скованность движений не позволяла неожиданно атаковать. Даже для того, чтобы просто облачиться в неё, требовалась помощь по крайней мере одного человека.

 


Верхняя часть хакамы собрана в складки. Эти складки находят друг на друга и сужают хакаму, скрывая перемещения. На поясе сзади крепится "спинка" (коси ита), которая предназначена для того, чтобы удерживать на нужном уровне.
Она крепится двумя поясами: один пришит к ее передней части, обматывается вокруг тела два раза и завязывается сзади, под задней частью хакамы; второй продевается через две петли на "спинке" хакамы, также обматывается дважды и завязывается спереди. Для складывания хакама есть несколько способов.



У хакама 7 складок (5 спереди и 2 сзади), и как большинство вещей в Японии, каждая имеет своё значение:
Сенсей Митсуги Саотоме в своей книге «Принципы Айкидо» приводит слова Морихея Уэсиба о том, что семь складок символизируют 7 добродетелей Будо (пути воина):

ДЗИН: Доброжелательность, великодушие.
Это означает внимательное отношение к другим, без учета происхождения, возраста, пола, общественного мнения или неблагоприятных обстоятельств. Не следует причинять неудобства или ненужные страдания.

Ги: Честь, справедливость.
Понимание чести приходит через уважение к себе и к другим. Это значит быть верным своему слову, своим обязательствам и своим идеалам.

Рэй: Вежливость, учтивость.
Вежливость - не столько выражение искреннего интереса к другим, сколько социальное поведение, выраженное в поступках и уважительном отношении к другим.

Чи: Мудрость, ум.
Мудрость – синоним способности различать положительное и отрицательное, иметь объективное представление о значимости положения дел и событий.

СИН: Искренность.
Искренность – обязательное качество для тех, кто занимается боевыми искусствами. Без нее практика боевых искусств становится обманом или самообманом. Самоотдача в боевых искусствах должна быть полной, непрерывной.

Чу (Chu): Верность.
Добродетель, которая почти исчезла в современном мире, но является фундаментом для боевых искусств. Будока берет на себя обязательства исполнять и с уважением относится к внутренним правилам, установленным в его школе.

Ко (Koh): Благочестие, почтительность, почитание старших.
Благочестие в нашем случае – это всецелое и искреннее уважение основ боевых искусств - технических, духовных, исторических и философских.

Эти качества, согласно древнего кодекса Бусидо, должны присутствовать в каждом самурае, что делает его достойным своего звания.
 
 
 
 
 
 
Митсуги Саотоме. Принципы Айкидо.

"Когда я был uchi deshi О Сенсея, на тренировках все, начиная с самого первого входа на татами, должны были носить хакаму. Тогда не было ограничений, касающихся типа хакамы, поэтому dojo выглядело очень живописно. Можно было видеть хакамы всех сортов и цветов, разного качества, от хакамы для кендо до полосатой хакамы, используемой для японских танцев и дорогостоящей шелковой хакамы, называемой sendai-hira. Я представляю себе как могло достаться новичку, одолжившему дорогую хакаму своего дедушки, предназначенную исключительно для особых случаев и торжественных церемоний, и протирающему ее коленки занимаясь suwariwaza.

Я очень хорошо помню тот день, когда я забыл свою хакаму. Я собирался зайти на мат для тренировки в одном dogi, когда О Сенсей остановил меня.

"Где твоя хакама?" - строго спросил он. "Как ты можешь думать, что можешь получать инструкции учителя одетый в одно нижнее белье? Почему у тебя нет чувства приличия? У тебя явно отсутствуют воспитанность и этикет, необходимые каждому занимающемуся будо. Иди сядь сбоку и смотри на тренировку!"

Это был только первый из многих выговоров, которые мне предстояло получить от О Сенсея. Однако, в данном случае мое невежество заставило О Сенсея после тренировки прочитать своим uchi deshi лекцию о значении хакамы. Он сказал нам, что хакама - это традиционная одежда для тех, кто изучает кобудо и спросил знает ли кто-нибудь из нас почему у хакамы семь складок.

"Они символизируют семь компонентов будо",- сказал О Сенсей- "это jin (щедрость), gi (честь или справеливость), rei (вежливость и этикет), сhi (ум, интеллект), shin (искренность), chu (преданность) и koh (благочестие). Этими качествами в прошлом обладали лучшие самураи. Хакама связывает нас с природой истинного bushido. Она символизирует дошедшие до нас традиции, передававшиеся из поколения в поколение. Айкидо родилось из японского духа bushido и на занятиях мы должны стараться развивать семь его традиционных компонентов".

Сейчас большинство dojo по Айкидо не придерживаются четких указаний О Сенсея, касающихся хакамы. Ее значение понижено от символа духовных ценностей до знака уровня yudansha. Я посещал разные dojo во многих странах. Во многих местах, где хакаму носят только yudansha, yudansha утрачивают скромность. Они считают хакаму знаком отличия и символом своего превосходства. Такое умственное состояние превращает церемонию приветствия О Сенсея в начале и в конце каждой тренировки в посмешище над его памятью и его искусством.

Еще хуже этого то, что в некоторых dojo хакаму обязаны носить женщины, имеющие уровень kyu) - только женщины. Вероятно, этим хотят подчеркнуть их женские качества. По моему мнению, это обида и дискриминация для женщин aikidoka. Это обижает и aikidoka - мужчин, поскольку предполагает их умственную слабость, которой не место на татами при занятиях Айкидо.

Меня огорчает столь ограниченное использование хакамы. Некоторым людям это может казаться несущественным, но я помню насколько большое значение придавал ношению хакамы О Сенсей. Я не могу отрицать значение этого предмета одежды и никто, я думаю, не возразит, что духовные ценности, которые она символизирует, имеют огромное значение. В моем dojo и школах филиалах я одобряю ношение хакамы всеми учениками, независимо от их степени и уровня подготовки. (Я не требую этого в обязательном порядке до получения ими первой степени, поскольку у новичков в Соединенных Штатах обычно не бывает японских дедушек, у которых можно одолжить хакаму). По моим представлениям, если ученики носят хакаму и знают ее значение, то это помогает им лучше чувствовать дух О Сенсея и его восприятие.

Если мы допустим потерю хакамой своего значения, вероятно, это будет означать и начало утраты важных компонентов духа Айкидо. С другой стороны, если мы выполним пожелания О Сенсея, касающиеся нашей формы для занятий, то нам будет легче даваться духовное восприятие мечты, которой он посвятил свою жизнь."
 
 

 
Категория: Мои статьи | Добавил: Michail (17.05.2011)
Просмотров: 4916 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Друзья сайта
Категории раздела